Рыночная экономика стимулирует развитие конкуренции. Как только какая то идея начинает приносить кому то доход, ее тут же заимствуют другие и составляют конкуренцию. От этого никуда уйти. Еще каких то 10 лет назад Барбершопы в Украине можно было пересчитать на пальцах. Но в один момент это направление начало стремительно набирать обороты и превратилось в целую культуру мужского ухода. Сейчас в каждом городе, каждом районе есть несколько барбершопов, которым приходится конкурировать между собой.
Но значит ли это, что открывать новый барбершоп не имеет смысла? Вовсе нет. Потенциал есть и его еще много, так как все больше и больше мужчин отказываются от похода в обычную парикмахерскую. Более того, даже если в одном районе сосредоточено достаточно большое количество барбершопов, стоит изучить вопрос, возможно прямых ваших потенциальных конкурентов не так уж и много. И все что нужно - это просто выгодно отличаться.
Конкуренция - это хорошо или плохо?
Скажем так - есть плюсы и минусы. Среди плюсов - конкуренты развивают рынок и клиентов, приучают к каким то услугам или процедурам, повышают привлекательность отрасли, невольно подбрасывают идеи. Среди минусов - конкуренты могут демпинговать, переманивать квалифицированный персонал, а жесткая конкуренция вполне может обрушить тот или иной рынок товаров или услуг.
Конечно, хотелось бы быть единственным в своей сфере, устанавливать свои правила и цены. Но в наше время в этой сфере это невозможно. К тому же совсем не обязательно "уничтожать" своих конкурентов. Конкуренция стимулирует бизнес к развитию и совершенствованию. Выигрывает при этом конечно же клиент. В конкурентной борьбе все стараются дать клиенту больше, для того чтобы он выбрал вас, а потом вернулся снова.
Итак, что нужно знать о конкуренции?
Первое - не все парикмахерские в вашем районе являются вашими прямыми конкурентами. Обычная парикмахерская, давно не является конкурентом Барбершопу. Так как Барбершоп - это прежде всего философия, атмосфера, комфорт. Мужчины уже привыкли развалиться в барберском кресле со стаканчиком какого то напитка. К тому же только в барбер кресле удобно производить уход за бородой, а число бородатых мужчин за последние годы значительно выросло и продолжает расти. К тому же многие барбершопы отличаются по целевой аудитории: молодежные, хипстерские, классические, класса люкс и т.д. Можно располагаться в одном доме, но быть просто в разных весовых категориях и при этом друг другу не мешать. Итак, первое что необходимо сделать - выявить прямых конкурентов.
Второе, теперь необходимо изучить их сильные и слабые стороны, оценить:
- качество предоставляемых услуг - насколько ожидания клиентов совпадают с полученным результатом
- качество сервиса - от ответа по телефону до провожания клиента (прежде всего это качество работы администратора)
- экстерьер и интерьер помещения, удобство его расположения, паркинга и т.д. - это тоже очень влияет на выбор клиента
- комфорт оборудования и мебели для барбершопа
- чистота и дезинфекция в салоне может играть ключевую роль, поскольку безопасность и здоровье прежде всего
- общая атмосфера в барбершопе
- уровень специалистов
- ценовая политика
- имидж заведения (нередко, кстати, имидж "покупают" вместе с франшизой)
- дифференциация - направлена на различия в комплексе услуг и качестве обслуживания (к примеру за одну и ту же стоимость что и у конкурентов клиент получает больше: дополнительная услуга или более высокий уровень косметики и т.д.)
- преимущество в расходах - направлена на сокращение издержек для ценовой конкуренции среди прямых конкурентов (при этом ни в коем случае не в ущерб качеству)
- фокусирование - направлена на узкую специализацию предоставляемых услуг - среди стандартных услуг можно сконцентрироваться на чем то, что может иметь спрос узкого круга клиентов (например - кабинет трихологии, эспресс уход и т.д.)
После оценки конкурентов по этим критериям, необходимо определиться со стратегией конкурентной борьбы. Существует три основных вида стратегии:
Но необходимо помнить, что надо быть предельно осторожным с ценовой конкуренцией, так как демпингуя проигрывают все (кроме потребителя конечно, но он вряд ли оценит это благо). Понижая цены на идентичные товары или услуги, можно обрушить рынок и существенно потерять в рентабельности. Вернуться к прежнему уровню цен очень сложно, так как договориться о ценовой политике и правилах с конкурентами вряд ли получится. При этом ваш успех будет кратковременным, поскольку конкуренты тоже вынуждены будут снизить цены, и конкурентное преимущество будет утеряно.
Выбор стратегии является индивидуальным решением управляющего или владельца и требует определенных знаний и быстрых решений. Выиграть конкурентную борьбу можно более быстрым развитием, рекламой, нестандартными маркетиновыми ходами, качеством предоставляемых услуг. Необходимо создать в сознании ваших будущих клиентов выгодные отличия от подобных заведений. А вот использование черного PR против своих конкурентов не принесет долгосрочной выгоды, а только навредит имиджу салона.
Хорошим примером конкуренции является спорт - выигрывает тот кто лучше, сильнее, быстрее. От себя добавим - и креативнее. Все зависит от Вас!